Проблемы ЖКХ нужно решать на государственном уровне

С 1 июля тарифы на услуги ЖКХ вырастут в среднем на 4%. Это рост в пределах инфляции, но россиянам надоело постоянное повышение стоимости коммуналки. Согласно соцопросам, примерно половина граждан считает это главной социально-экономической проблемой. Власти вынуждены помогать населению оплачивать ЖКХ: ежегодно на это тратится около 300 млрд рублей бюджетных средств. Но даже это не спасает: уже с четырех миллионов человек жилищно-коммунальные долги взыскивают судебные приставы.

На сколько справедлива дифференциация роста тарифов в зависимости от регионов? Помогают ли соцподдержка и субсидии гражданам справляться с долгами по коммуналке?
Что касается вопроса о справедливости дифференциации тарифов на услуги ЖКХ в зависимости от регионов, то, на мой взгляд, тут все вполне оправдано. Бессмысленно сравнивать Москву и Вологду, поскольку и затраты, и покупательская способность населения существенно различаются. Также стоит отметить тот факт, что в регионах России различная степень изношенности инженерных коммуникаций: где-то трубопровод сохранился с начала XX века, а где-то построен модернизированный и современный комплекс. В целом система правильная, но неправильными остаются все сопутствующие дифференциации тарифов факторы.

К примеру, в ряде регионов наблюдается ситуация с урезанием льгот незащищенным слоям населения. На каком основании это происходит, мне не совсем понятно. Однако тут страдают не только пенсионеры, но и все остальные люди, которых стараются запутать всеми возможными способами для того, чтоб они платили много, не разобравшись. Среднестатистический человек оплачивает квитанции по умолчанию, и как правило цифры там завышены. Не так давно я сам попал в похожую ситуацию, вовремя не обновив счетчики водоснабжения. Пришлось оплачивать услуги по общегородским заоблачным тарифам. Когда же пришло уведомление об обязательном обмене прибора учета, прошло уже много времени, и деньги, естественно, никто не вернул.

Система ЖКХ использует бизнес-инструменты, которые ежедневно присутствуют в нашей жизни: мобильные операторы зачастую меняют тарифы абонентам, не уведомив их об этом, соответственно люди платят больше. Однако, стоит отметить, что у бизнеса есть хотя бы минимальная ответственность: в любой момент может прийти с проверкой ФАС, клиенты могут обратиться в суд, что повлечет за собой репутационные потери. В свою очередь, игрокам сферы ЖКХ бояться нечего, так как у их клиентов просто нет выбора. Система заточена на то, чтоб найти и реализовать все возможные способы «вытащить деньги» из карманов наших граждан. По самым скромным независимым подсчетам, средняя доля расходов на ЖКХ у россиян составляет более 16%, а то и 20%. Наша страна является лидером по росту тарифов на коммунальные услуги, при этом не являясь обладательницей стабильной и растущей экономики.

Я уверен, что все граждане согласны оплачивать коммунальные услуги, но тут есть нюанс: людям важно понимать, куда идут их деньги. Если бы система была прозрачна и понятна плательщикам, вопросов было бы гораздо меньше. Тут речь больше идет о деятельности управляющих компаний, которые взяли за правило собирать деньги, оставлять за собой долги и банкротить компанию. Я считаю, что только лишь лицензирование УК с соответствующим финансовым порогом, позволяющим в случае чего расплатиться по долгам, и здоровая конкуренция на рынке позволят стабилизировать ситуацию.

Ну а дифференциация тарифов в зависимости от регионов – сущая мелочь по сравнению с тем, что урезаются льготы, а «молчунам» накручивают тарифы.