О местном самоуправлении

Среди острых проблем, которые на сегодняшний день стоят перед Россией, особое место занимает формирование института местных органов власти. За последние годы был принят целый ряд законодательных актов, прямо или косвенно затрагивающих вопросы развития местного самоуправления. Однако все они на деле оказываются неэффективными, поскольку местное самоуправление де-факто не обладает практически никаким полномочиями и интегрировано в систему исполнительной власти государства.
Аховая ситуация складывается в подавляющем большинстве муниципалитетов страны, в данном контексте я выношу за скобки Москву и Санкт-Петербург, поскольку речь идет совсем о других бюджетах, и управленческие недостатки там не так заметны.

Муниципалитеты – главный триггер тяжелой экономической ситуации в стране, потому что подавляющее большинство глав муниципальных образований воспринимают муниципалитет как собственную делянку, возможность для зарабатывания денег, совершенно не беспокоясь о развитии территории. Они заняли очень удобную позицию временщиков и не хотят нести ответственность. В свою очередь государство начало бороться с этим явлением весьма своеобразным способом: с целью усиления контроля встроив их, по сути, в систему исполнительной власти. На выходе получилось все наоборот: муниципалитеты потеряли стимул делать хоть что-то в общественных интересах. В регионах России органы исполнительной власти начали отвечать за развитие муниципалитетов, что противоречит Конституции нашей страны. Воровства на местах меньше не стало, а ответственность с глав территориальных образований была снята. Интересным также является следующее явление: многие муниципалитеты и региональные центры часто манкируют тем, что их регионы — банкроты, при этом с приобретением нового статуса количество непрозрачных сомнительных финансовых сделок не сокращается. Один из примеров — ситуация в Калининградской области: сначала власти заявили о необходимости передать муниципальному предприятию «Калининград-ГорТранс» все транспортные узлы, далее был обновлен автопарк, почти все маршруты перешли в ведение компании, а на сегодняшний день рассматривается возможность приватизации калининградского «ГорТранса». Это лишь небольшая иллюстрация к тому, как главы муниципальных образований пилят государственные бюджеты. Они вроде и не виноваты, чуть что, сразу указывают на ошибки регионального правительства, но при этом имеют набор рабочих инструментов для зарабатывания денег.

Я считаю, тут нужно двигаться в двух направлениях: с одной стороны, необходимо усилить контроль над главами территориальных образований, в том числе и со стороны правоохранительных органов, с другой стороны, дать им больше свободы. Может звучать парадоксально, но я поясню: как можно чаще им нужно напоминать об ответственности за совершенные деяния и бездействие.

В последнее время в стране зачищается губернаторский состав, многих глав регионов привлекли к ответственности за некачественное исполнение своих обязанностей. Так почему бы не обратить внимание и на глав муниципалитетов? Ведь, заметьте, любовь к Родине начинается с собственного подъезда… Людям не до шуток, когда денег тратится все больше, а условия жизни становятся только хуже. В глазах обывателя «в стране все плохо», а проблема может решиться банальным ремонтом подъезда, детской площадки и т.д. Получается, что за промахи муниципальных властей отвечает власть региональная и федеральная? Я уверен, что начать необходимо с усиления контроля над муниципальными образованиями, чтобы потом не отвечать за то, что они натворили…